» » Израиль и США озабочены созданием «ближневосточного альянса»
Опубликовано : 28-06-2022, 15:11 | Категория: Новости, Политика » Израиль и США озабочены созданием «ближневосточного альянса»



Израиль и США озабочены созданием «ближневосточного альянса»

Как сообщил глава израильского Министерства обороны Бени Ганц, Израиль и США в последнее время активно работают над созданием официального «ближневосточного альянса противовоздушной обороны (ПВО)». При этом Б.Ганц уточнил, что углубленную проработку этого вопроса планируется обсудить в ходе визита в Израиль президента США Джо Байдена, запланированного на 13–14 июля.

На заседании комиссии израильского Кнессета по иностранным делам и обороне Б.Ганц рассказал, что этот альянс ПВО якобы «уже предупредил иранские попытки угрожать Израилю» и другим странам в регионе. Хотя других подробностей в отношении такого альянса он не привел, тем не менее Б.Ганц уточнил, что противодействие Ирану планируется оказывать в сфере использования беспилотников и ракетного оружия.

«В течение последнего года я занимался совместно со своими партнерами в Пентагоне и администрации США масштабной программой, которая укрепит сотрудничество между Израилем и государствами региона», — заключил он, явно делая ставку на возможность расширения военного сотрудничества с арабскими странами, уже объединившимися с Тель-Авивом в рамках «Соглашения Авраама».

Указанное заявление израильского министра прозвучало на фоне роста напряженности в отношениях между Тель-Авивом и Тегераном из-за приближения Ирана к возможности создания ядерного оружия и что Израиль совместно с США рассчитывают использовать в формировании нового регионального антииранского объединения. Ранее в СМИ появились сообщения о подозрениях Ирана в причастности Израиля к убийству двух иранских ученых, связанных с ядерными разработками (Аюб Энтезари и Камран Агамолаи — авиационный инженер и геолог), которые умерли с разницей в несколько дней в результате происшествий при невыясненных обстоятельствах.

Тема создания региональных клонов НАТО – неких оборонительных формирований «по образу и подобию» Североатлантического Альянса для «обеспечения стабильности в регионах», представляющих интерес для США без их значительного присутствия, уже не одно десятилетие активно проталкивается Вашингтоном в общении с союзниками в различных регионах мира. Особо интенсивно такие попытки делаются в регионе Ближнего Востока, где уже не в первый раз предпринимается попытка создать «аутсорс-оборону».

Поэтому наименование «ближневосточное НАТО» можно было довольно часто встретить во многих западных публикациях, экспертных работах и в освещении западными СМИ результатов многочисленных контактов Вашингтона с представителями военно-политической элиты этого региона. Преимущественно попытки создания Соединенными Штатами подобных оборонительных организаций ограничивались охватом «союзнических» арабских государств, хотя эта концепция блоков и не ограничивалась рамками только Арабского мира, в разные периоды времени в их состав США пытались вовлечь Турцию и Израиль.

Одной из первых попыток создания такого «ближневосточного НАТО» можно, пожалуй, считать Объединенные арабские силы быстрого реагирования (ОАСБР), учрежденные в 2014 г. по инициативе Египта для совместного противодействия угрозам безопасности на пространстве Лиги арабских государств. Причем Вашингтон тогда не только поддержал эту концепцию, предложенную Каиром, но и «посоветовал» в перспективе трансформировать ОАСБР в самостоятельную военно-политическую организацию, которая могла бы поддерживать региональную стабильность без прямого вовлечения вооруженных сил США.

Тогда этот проект среди западных экспертов получил наименование «арабское НАТО», в который вошли 6 арабских стран (Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, Судан, Катар), а также Израиль, который был включен в ограниченном формате на правах «Intelligence state», и участие его специалистов в основном сводилось к поставке организации разведданных при посредничестве США. Эта организация в таком формате просуществовала в течение трех лет без каких-либо серьезных шагов по институционализации ОАСБР или включению новых членов из числа стран ЛАГ, позиционируя себя как внутренний проект ЛАГ.

Это обстоятельство откровенно не оправдало надежд Вашингтона в «более серьезную трансформацию» указанного регионального военного блока. В определенной степени такое позиционирование ОАСБР было обусловлено и тем, что ряд сильных региональных игроков (в частности, ОАЭ) воздерживались от участия в этом проекте, предпочитая выстраивать политику безопасности самостоятельно. Для государств ССАГПЗ, например, — в рамках «Стамбульской инициативы о сотрудничестве».

В эпоху «президентства Д.Трампа» были сделаны попытки создания в регионе альтернативного оборонительного объединения — Middle East Strategic Alliance (MESA), которое, помимо военных, предполагал также наличие экономических инструментов сдерживания вероятных противников, делались попытки внедрить некоторые структурные сугубо военные элементы: Постоянный комитет военного планирования, департаменты обмена информацией и военных инвестиций, коллективное киберкомандование и др.

Это уже позволяло многим экспертам проводить некоторые параллели MESA с НАТО. Примечательно, что, несмотря на планы США расширить это объединение охватом всего Ближнего Востока, включая Турцию и Израиль, в нем уже было сделано исключение для Ирана, который, в соответствии с доктриной MESA, не мог стать частью этого альянса как «деструктивный игрок».

Однако по ряду причин успехов в этой «созидательской деятельности» добиться не удалось, причем во многом из-за резкой смены внешнеполитических приоритетов США. С приходом в Белый дом президента Джо Байдена концепция создания «ближневосточного НАТО» в очередной раз была пересмотрена, а проект MESA был сначала временно заморожен Белым домом, а позже, к концу 2021 г., и вовсе признан нереализуемым.

В этих условиях рассматриваемый Тель-Авивом и Вашингтоном проект создания «ближневосточного альянса противовоздушной обороны (ПВО)» вполне может стать очередной попыткой США возрождения идеи формирования нового регионального военного объединения, по аналогии с подобными процессами в азиатском регионе с AUKUS и QUAD.

Однако теперь уже с главенствующей ролью не арабских государств, а Израиля в таком региональном объединении. Более детально эти планы можно будет, безусловно, отследить по результатам предстоящего визита Джо Байдена в Израиль.

Владимир Платов, эксперт по Ближнему Востоку



Ситуация между Ливаном и Израилем обостряется


Израиль и США озабочены созданием «ближневосточного альянса»

На фоне ухудшения в последнее время отношений Израиля с Ираном и обострения отношений Тель-Авива с Организацией освобождения Палестины, ополченцы которых действуют с территории Ливана, Сирии и Голанских высот, ситуация на границе между Ливаном и Израилем заметно осложняется.

О готовности ЦАХАЛ к проведению новой военной операции против ливанской группировки «Хезболла» сообщил на днях на своей странице в Twitter Министр обороны Израиля Бени Ганц. Согласно заявлению Б.Ганца, сделанному им в годовщину израильского военного вторжения в Ливан в июне 1982 года, вооружённые силы страны разрабатывают различные сценарии по уничтожению укрепрайонов и другой инфраструктуры, используемой «Хезболлой».

Накануне этого истребители израильских ВВС в очередной раз вторглись в воздушное пространство Ливана и совершили полеты на пониженной высоте над населенными пунктами на юге страны, «имитируя воздушные атаки на город Набатию и соседние с ним районы, – указывается в коммюнике командования ливанской армии. – Самолеты несколько раз преодолели звуковой барьер, вызвав сильные воздушные хлопки». До этого израильские истребители были замечены в небе над южным портом Тир и мысом Эн-Накура.

О нарушениях израильской стороной резолюции 1701 Совбеза ООН, установившей режим прекращения огня на границе после конфликта летом 2006 года, ливанские военные проинформировали командование Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ). Ранее президент Ливана Мишель Аун на встрече со специальным координатором ООН Йоанной Вронецкой особо подчеркнул, что Израиль «продолжает регулярно нарушать ливанский суверенитет и использует воздушное пространство страны для агрессивных нападений на соседнюю Сирию».

Участившиеся полеты израильской авиации в ливанском небе в Тель-Авиве пытаются объяснить отслеживанием перемещений бойцов «Хезболла», которые воюют в Сирии на стороне правительственной армии. При этом в Израиле не скрывают свои опасения возможностью нанесения «Хезболла» ответного удара после откровенно провокационной и агрессивной ракетной израильской атаки 10 июня на гражданский международный аэропорт Дамаска с нарушением Тель-Авивом базовых норм международного права.

The Guardian со ссылкой на исследование AirPressure.info указала, что с 2007 года Израиль более 22 тысяч раз нарушал воздушное пространство Ливана, используя современные истребители и самолеты-разведчики. Лишь немногие из этих полетов были короткими, большинство их в среднем длилось более четырех часов. Чаще всего такие полеты совершались на юге Ливана, вблизи Бейрута, а также в районах к северу от столицы и граничащих с Сирией территориях.

По заявлению автора этого исследования, такие регулярные облеты израильских самолетов наносят ущерб жителям Ливана, что подтверждают 11 рецензируемых статей из научных журналов, в которых изучались острые физиологические последствия авиационного шума, нередко вызывающие у гражданского населения приступы тревоги и паники. В этой связи есть веские основания считать обстановку в Ливане «атмосферой насилия» и ее нельзя игнорировать, отмечает британское издание.

В конце мая пресс-служба ливанской армии сообщила, что, помимо боевых самолетов, очередное нарушение воздушного пространства Ливана совершил израильский беспилотник, который появился в ливанском небе со стороны оккупированного района Шебаа и барражировал над Хасбаей и Аркубом. Кроме того, у южного побережья страны, возле мыса Рас-эн-Накура, также был замечен катер Военно-морских сил (ВМС) Израиля, вошедший в ливанские воды. Ранее между населенными пунктами Аит-эш-Шааб и Румейш на юге Ливана упал в результате технической неисправности беспилотник Skylark ВВС Израиля, выполнявший задачу по наблюдению и сбору разведывательных сведений.

Конфликтная ситуация, сложившаяся между Ливаном и Израилем, длится достаточно давно, неоднократно страны вели друг против друга боевые действия, до сих пор между ними не только не установлены дипломатические отношения, но и не проведена чёткая граница. Израиль создал систему укреплений и долговременные огневые точки на границе. В связи с тем, что вооружённые силы Ливана крайне малочисленны, не имеют своих ВВС, ПВО и не могут защитить свои сухопутные, воздушные и морские границы, Израиль использует указанную ситуацию в своих интересах, в связи с чем не только авиация еврейского государства, но и израильские войска регулярно пересекают границу, заходят на ливанскую территорию.

Остается весьма напряженной и ситуация в районе мыса Ан-Накура, где постоянно действуют израильские военные корабли. В начале 2022 года ситуация в спорных водах, на которые заявляют свои права Ливан и Израиль, резко обострилась из-за направления Израилем оборудования для строительства станции по добыче газа на месторождении «Кариш».

Платформа Еnergean Power, предназначенная для производства сжиженного природного газа (СПГ), была доставлена Израилем в начале июня в район этого месторождения, в связи с чем Ливан заявил решительный протест и потребовал от израильских властей немедленно отозвать судно. В ответ Тель-Авив не прокомментировал это требование, а израильские СМИ намекнули, что в район месторождения в ближайшее время будут направлены военные корабли «для обеспечения безопасности добычи газа».

Для урегулирования ситуации в Бейрут 13 июня прибыл спецпосланник США Амос Хохштейн, который встретился с руководством Ливана. Хотя подробности этой встречи неизвестны, тем не менее Вашингтон, оставаясь приверженцем поддержания исключительно позиции Тель-Авива в региональных делах, фактически уговаривал, по информации ряда СМИ, ливанскую сторону отказаться от претензий на месторождение «Кариш», не предложив ничего взамен.

Вопрос газового шельфа крайне важен для Ливана, поскольку страна испытывает постоянный дефицит энергоносителей, хотя и не имеет средств для самостоятельной разработки шельфа. Определенным компромиссом в урегулировании этого вопроса могло бы стать, по предложениям отдельных западных экспертов, использование Израилем месторождений в своих интересах при том условии, что часть продукции будет передаваться Ливану в качестве своеобразной арендной платы.

Правда, такое решение может не устроить Ливан из-за опасений создания прецедента в давнем приграничном споре, после чего Израиль может заявить о своём суверенитете над всем ливанским шельфом и в дальнейшем установить новые платформы севернее, развернув на них и разведывательное оборудование.

В этих условиях глава ливанской делегации на переговорах по демаркации границы бригадный генерал Бассам Ясин заявил, что в Бейруте не намерены обсуждать вопросы, связанные с присутствием израильских судов в своих территориальных водах, а будут настаивать на их выводе.

Но даже при всем желании помешать Израилю, сегодня в Ливане отсутствуют собственные инструменты и возможности для этого, однако они есть в распоряжении ливанского движения «Хезболла», которое превосходит по вооружению ливанскую национальную армию. О готовности «Хезболла» встать на защиту Ливана прямо заявил на днях глава движения Хассан Насралла, указав, что в распоряжении группировки есть все ресурсы для защиты морских границ Ливана.

С учетом того, что плавучая платформа Израиля с грузом СПГ может стать не только доступной, но и очень удобной мишенью, указанная ситуация рискует выйти из-под контроля, если международные партнёры не повлияют на обе стороны конфликта.

Владимир Одинцов, политический обозреватель



Вашингтон превращает Израиль в крупного регионального игрока


Израиль и США озабочены созданием «ближневосточного альянса»

Политика ухода Соединенных Штатов с Ближнего Востока привела к тому, что наиболее влиятельные региональные игроки, государства вроде Саудовской Аравии смогли принимать самостоятельные геополитические решения, не оглядываясь при этом на «заокеанских партнеров».

Администрация Джо Байдена быстро поняла ошибочность данного подхода и точно так же, как и в других вопросах — внешнеполитических и внутренних, — перешла к реализации планов своего предшественника Дональда Трампа, который способствовал нормализации отношений между Израилем и ведущими государствами Персидского залива.

По сути, Вашингтон превращает Тель-Авив в главного защитника арабских государств против Ирана, цементируя этот процесс проникновением израильских компаний на рынки ОАЭ и Саудовской Аравии.

Более того, после начала российской спецоперации на Украине, Тель-Авив подписал соглашение о транзите своего газа в Европу через Египет.

На фоне того, сколько газа требуется ЕС — это капля в море. Но Египет является самой мощной военной силой в арабском мире, а теперь его связи с Израилем будет сложно разорвать.

Весь этот процесс имеет целый ряд импликаций. К примеру, можно забыть о воскрешении так называемой сделки по иранской ядерной программе. Либо же о справедливом разрешении палестинского вопроса, который имел принципиальное значение для многих арабских государств. Ближний Восток под присмотром «младшего брата» США ждет быстрая милитаризация и рост напряженности, что, в общем-то, Соединенные Штаты вполне устраивает.

Салман Рафи Шейх, эксперт по Ближнему Востоку (Пакистан)



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.