» » Социология поколения Z
Опубликовано : 26-10-2018, 03:05 | Категория: Новости » Социология поколения Z



Социология поколения Z

У каждого поколения есть свои особенности, в первую очередь мировоззренческие и ценностные, которые формируются за счёт объективных условий жизнедеятельности его представителей. В одном из предыдущих материалов «СОНАР-2050» мы изучили общую характеристику поколения «игрек», к представителям которого обычно относят рождённых в период с 1985-го по 2000 год, теперь же предлагаем вам узнать про особенности ещё более молодого поколения — Z («зет»), самые старшие представители которого только-только перешагнули черту совершеннолетия.

В 2050 году «зетам» будет 35–50 лет, и именно они тогда будут самой широко представленной возрастной группой в государственной и культурной элите.

Образ мышления поколения Z

На постсоветском пространстве к «зетам» относят детей, рождённых после 2000 года, в то время как в США нижняя граница года рождения ниже — 1995-й. Данная разница вызвана различными темпами информатизации общества: на Западе дети в основной массе раньше испытали на себе все прелести наличия персональных домашних компьютеров, гаджетов и высокоскоростного интернета, соответственно, там раньше стали формироваться черты, присущие «зетам». 

Социология поколения Z


Поколение «зет» — первое в истории, которое не застало жизни без всепроникающего интернета и высоких технологий. Это те дети, которые ещё в дошкольном возрасте сами включали на смартфонах и планшетах YouTube и смотрели там мультфильмы или выпуски детских видеоблогеров, и сегодня для них Всемирная сеть — это такой же привычный и необходимый атрибут жизнедеятельности, как пища, одежда, жильё и т. д.

Сегодня дети и подростки фактически с рождения находятся в постоянном информационном потоке, что существенно отразилось на их способности очень быстро его обрабатывать. Ни одно старшее поколение не было наделено такой высокой способностью одновременно «гуглить» информацию в сети, переписываться в «мессенджерах» по телефону с друзьями и слушать наставления родителей.

«Проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему даётся инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход», — рассказала профессор, доктор психологических наук Рада Грановская.

Когда экспериментаторы интервьюировали детей, как им удалось так быстро прочесть три страницы, они отвечали, что быстро выделили для себя основное, что позволило понять, как делать следующие ходы в игре. В то время как представители старших поколений объясняли, что хотели на всякий случай прочесть инструкцию целиком, чтоб «вдруг что-то не упустить».

Однако у такой способности есть и обратная сторона — быстрая обработка информации лишает людей вдумчивости, глубокого анализа и способности сосредотачиваться длительное время на чём-то одном. Мозг детей и подростков более адаптирован для получения больших потоков поверхностной информации, однако в нём включается самозащитная функция отсеивания ненужной и малозначимой информации, иначе он просто станет перегружен.

Получило распространение выборочное, «клиповое» чтение книг — молодые люди всё реже читают от корки до корки. Это вызвано как раз клиповым образом мышления — одно и то же произведение быстро надоедает, внимание читателя постоянно отвлекается на что-то новое. Грубо говоря, мозгу проще обработать одновременно несколько поверхностных информационных потоков, чем сосредотачиваться длительное время на чём-то одном. Это становится банально скучно.

На прогрессию клипового мышления работает и школа, пусть и не ставит перед собой такой цели. Никого из детей не заставляют углублённо изучать книги — дети читают учебники, притом урывками: сегодня один параграф из одного учебника, завтра другой параграф из другого и т. д. Учебники, и так состоящие из «кусочков», тоже учат «по кусочкам» вперемешку с другими.  

Это может показаться странным, но современные дети и подростки даже фильмы стали смотреть меньше по сравнению с представителями поколения «игрек» и тем более «икс». Причина та же — полтора-два часа развития одного сюжета может наскучить. Спасти создателей кинокартины может разве что предельно увлекательный сюжет и быстрое развитие событий.

Если мы посмотрим киноклассику середины прошлого века, мы убедимся, насколько тогда кино было «медленнее» — сцена идущего по улице человека могла быть растянута на десятки секунд. Но сегодня режиссёры стараются снимать гораздо больше кадров за определённый промежуток времени, иначе фильм попросту упустит внимание молодых зрителей: они или встанут и уйдут из зала, либо достанут гаджеты и окунутся в привычный для себя быстрый поток информации.

Социология поколения Z


Статистика это подтверждает: сегодня менее 20 % подростков регулярно читают книги и всё больше времени проводят в социальных сетях.

«По сравнению с прошлыми поколениями подростки 2010-х годов больше проводят времени в сети и меньше читают книги и смотрят телевизор. Общение с гаджетами заменило радости от чтения историй и просмотра фильмов на телеэкране», — констатировали учёные, исследующие данную тему.

Подстраиваются под новое поколение не только режиссёры, но писатели: существуют целые серии книг, написанные в стиле общения в чате.

Но в целом формат получения информации всё больше приобретает форму изображения и видео, потому что она более адаптирована для неглубокой, «клиповой» обработки информации. Поэтому можно констатировать, что нас будет ожидать дальнейший рост аудитории видеохостингов, и основная работа СМИ также будет заключаться не в создании текстов, а в создании видеоконтента.

К слову, управляющий директор Google Омид Кордестани ещё в 2015 году отмечал, что количество пользователей, у которых YouTube является стартовой страницей, ежегодно увеличивается в три раза. Кроме того, попав однажды на YouTube, пользователи проводят там всё больше времени за просмотром видео. Яркой информацией роста популярности YouTube выступает то, что мировые бренды всё больше вкладываются в рекламу на видеохостинге, уменьшая затраты на телевизионное продвижение своей продукции. И поколение «зет» к этому приложило руку куда больше, чем представители других возрастных групп.

Клиповое мышление таит в себе и другие минусы. Так, чтобы трезво смотреть на вещи, выстраивать какую-либо жизненную стратегию, быть невосприимчивым к разным манипуляциям, человеку необходимо иметь глубокий аналитический ум, способность рефлексировать и выстраивать сложные логические цепочки. Выходит, ввиду более слабого развития критического мышления людьми будущего будет проще манипулировать, чем представителями старших поколений.

Кроме того, может произойти общее снижение квалификации. Люди, которые не обладают способностью проводить глубокий логический анализ, не смогут решать какие-либо сложные задачи.

«Удивительно, но, по сути, человек начинает мыслить так, как созданная им же техника: он копирует аналоговые системы, выбирает информацию по ключевым словам, тегам, символам. А если не находит, это ставит его в тупик, он считает задачу невыполненной», — отмечает антрополог, профессор Уральского федерального университета Екатерина Черепанова.

Таким образом, представители поколения «зет» способны в среднем быстрее обрабатывать большие потоки информации, быстрее выбирать главное из больших объёмов данных, лучше приспособлены к многозадачности, однако существует большая вероятность, что они в целом будут менее склонны к углублению в какой-то вопрос, к выстраиванию логических цепочек и к рефлексии.

Ценностные ориентации поколения Z

Исходя из того, что представители поколения «зет» ещё очень юны, сложно говорить про особенности их поведения в некоторых сферах общественных отношений, однако некоторые исследования в Беларуси и России всё же были проведены.

К примеру, агентство Vondel/Hepta, которое изучало белорусских подростков, пришло к выводу, что «зеты» в целом довольно серьёзно стремятся к выражению собственной индивидуальности. Так, среди слоганов, которые наиболее близки молодёжи, оказались те, что демонстрируют ценности личности, свободы и оригинальности: «Бери от жизни всё!», «Думай иначе!», «Мир открыт для всех!», «Родился оригиналом — не умри копией», «Не живи стереотипами», «Никто никому ничего не должен».

Согласитесь, в целом данный набор слоганов — набор либеральных идей. Среди привлекательных слоганов не оказалось места коллективным ценностям и целям.

Социология поколения Z


Да и лидерами мнений у белорусских «зетов» выступают наиболее успешные бизнесмены, артисты и политики, а вовсе не космонавты, военные или геологи. В первой тройке по количеству упоминаний о лидерах мнений уверенно находятся Билл Гейтс, Стив Джобс и Илон Маск. Далее следуют Ольга Бузова и Владимир Путин. Помимо них, в первую десятку также попали Макс Корж, Павел Дуров, Марк Цукерберг, футболист Криштиану Роналду и белорусская биатлонистка Дарья Домрачева

Стало быть, основными критериями успешности у самого молодого поколения современности выступает высокая степень самореализации человека, успешность его бизнеса и слава.

Любопытно, что к похожим результатам пришли и некоторые российские исследователи нового поколения. И. В. Юркова изучила отношение к свободе у 18-летних студентов Саратовского университета и сделала вывод, что большую часть опрашиваемых ребят следует отнести к сторонникам либерализма. После изучения результатов опроса можно сделать вывод, что молодые люди высоко оценивают ценность личной свободы, которая, по их мнению, должна выражаться в свободе выбора, свободе слова и свободе мысли. В то же время популярной оказалась позиция, что главной целью государства выступает в первую очередь создание и поддержка благоприятных условий для реализации жизненных устремлений граждан, в том числе молодёжи.

Равнение на «зет»!

В последнее время СМИ и организации общественно-политической и культурной направленности в своей информационной работе стали подстраиваться под новое поколение.

Всё больше источников информации расширяют использование картинок, карикатур, комиксов и мультфильмов.

Социология поколения Z


К примеру, совсем недавно появился исторический журнал в комиксах «Наша гiсторыя». С помощью его содержания белорусам предлагают изучить историю Великого княжества Литовского, восстания Викентия Константина Калиновского и т. д.

Ориентация на молодое поколение очевидна не только по многообразию красивых цветных картинок и прикольных комиксов, но и по стилю языка, например, по фразе с обложки журнала: «Кто из великих князей был самый-самый». Естественно, благодаря такой форме рука молодых людей оторвётся от компьютерной мыши и сама потянется за глянцевым изданием, потому что это не «скучные» школьные учебники, где «многабукафф».

Некоторое количество лет назад в информационном пространстве Беларуси прогремел видеоролик «Будьзма беларусамi!», в котором за пять минут в стиле хип-хоп были прочитаны эпизоды из истории Беларуси под забавные мультяшные картинки. Сотни тысяч просмотров, репосты, лайки. Будут ли подростки с таким же удовольствием смотреть на строгий текст учебника истории? Очевидно, что нет.


Пропагандистский ресурс «Белсат», направленный на белорусскую аудиторию, недавно открыл новый канал на YouTube «Жэстачайшый мульт», в котором содержатся мультфильмы, высмеивающие белорусскую политику. Идеальная форма пропаганды для широкой молодой аудитории, которая в массе своей не будет читать статьи на политическую тематику.

Существует тенденция и всё большего упрощения исторической и общественно-политической литературы. В книжных магазинах всё реже можно встретить серьёзную аналитическую литературу, написанную научным стилем, с приведёнными первоисточниками и грамотной аргументацией. Очевидно, что это слишком сложный формат для людей с клиповым мышлением: вдумываться неохота, внимание будет постоянно отвлекаться. Поэтому на смену такой литературе приходит «историческая литература», написанная не научным, а лёгким публицистическим стилем в полухудожественной форме. Без убедительной аргументации, но с воздействием на эмоции читателей. В пример можно привести книги из серии «Неизвестная история», которыми завалены полки белорусских книжных магазинов.

Очевидно, что данная форма также привлекательнее для детей, подростков и молодёжи: зачем учить историю по скучным учебникам, искать какие-то первоисточники, если можно всё узнать в захватывающей художественной форме? Правда, история там зачастую фейковая, русофобская и манипулятивная. Но как ещё не разбирающийся в истории подросток об этом узнает? Тем более в этих книгах многое преподносится как «запрещённые страницы истории».

На оппозиционных ресурсах Беларуси и России прослеживается тенденция сокращения и упрощения текстов статей. Лонгриды там стали редкостью, в основном лёгкие незатейливые эссе, воздействующие на эмоции читателей. Тоже идеальная подача информации для клипового мышления.

Всё большее распространение в информационном пространстве получает и видеоформат. Причём видеоролики на общественно-политическую тематику тоже идеальны для восприятия людей с клиповым мышлением — короткие, сжатые, неглубокие, но информативные и очень эмоциональные. Самым удачным примером может послужить работа проекта «Радио Свободы» «Настоящее время».

В видеоформате ведёт свою агитацию российский оппозиционер Алексей Навальный. Его видеоролики имеют миллионы просмотров, и зачастую именно они служат поводом для общественных протестов населения, основную массу участников которых составляют подростки и совсем молодые люди.

Причиной такого положения дел стало то, что YouTube и соцсети стали главными источниками информации для поколения «зет», в то время как телевизор, где больше всего вещают с прогосударственной точки зрения, заметно теряет свою популярность. Стало быть, государственная позиция среди молодого поколения проигрывает оппозиционной в силу более слабого использования современных источников информации.

Стоит обратить внимание и на то, что Навальный говорит простым, понятным каждому языком, использует в своей информационной работе современные слова, популярные в молодёжной среде, разного рода мемы и т. д. Он может казаться ближе к молодёжи, не таким «скучным», как другие политики, выступающие с официальными речами, напичканными скучными и лишними формальностями.

В целом, если медийная персона не заведёт видеоблог на YouTube, она рискует остаться вне внимания представителей поколения Z.

Сегодня самым популярным работающим для русскоязычной аудитории (3,2 миллиона подписчиков) каналом, в котором есть общественно-политический контент, является канал «вДудь». Видеоблог также является типичным примером источника информации, заточенного под молодого потребителя с клиповым мышлением: неглубокие, но острые интервью у медийных персон. Вопросы выражены в простой, порой ненормативной, форме, что также является для подростков преимуществом перед «скучными» учебниками и аналитическими СМИ с глубокими и серьёзными интервью политических экспертов.

В целом мы сталкиваемся с ситуацией, когда любой популярный раскрутившийся видеоблогер с несколькими миллионами подписчиков становится более влиятельной фигурой для детей, подростков и молодёжи, чем телеканалы. И если работа телеканалов является предсказуемой, то с YouTube всё наоборот — неизвестно, чьи интересы завтра начнёт лоббировать тот или иной блогер.

Заключение

При изучении поколения «зет» стоит помнить, что его представители в основной массе ещё не вошли в такие важные сферы жизни, как политическая, экономическая и брачно-семейная, что затрудняет возможность сделать о поколении какие-либо однозначные выводы. Кроме того, «зеты» представляют гораздо более слабый интерес для исследователей, потому что ещё не наступило время их социальной активности. Сегодня куда более актуальной является тема встраивания в общественные процессы представителей поколения «игрек».

Однако кое-какие выводы о новом поколении на данный момент уже получены, и их обязательно стоит учитывать при формировании образов нашего будущего: погружённость в мир технологий, интернет, соцсети; виртуализация общения; клиповое мышление; склонность к либеральным ценностям.

Но в целом важно помнить, что поколение Z всё ещё находится в стадии формирования своих ценностей. Его представители сегодня всё ещё являются «пластилином», и тот, кто сумеет найти к «зетам» правильный подход, слепит наше будущее.





Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 


Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.