» » О союзной интеграции: давайте обсуждать, но после выборов
Опубликовано : 9-06-2020, 14:11 | Категория: Новости » О союзной интеграции: давайте обсуждать, но после выборов



О союзной интеграции: давайте обсуждать, но после выборов

Объём поставок российской нефти на белорусские НПЗ продолжает сокращаться. Если в мае по нефтепроводу «Дружба» было поставлено 1,13 млн тонн, то план на июнь — всего 1 млн тонн (а в целом поставки от российских поставщиков — 1,1 млн тонн). Для сравнения: в июне прошлого года, когда «Транснефть» ещё не вполне восстановила объёмы поставок после форс-мажора с грязной нефтью, белорусские НПЗ получили 1,4 млн тонн нефти. Всего же за 5 месяцев белорусские НПЗ переработали 5,5 млн тонн нефти, однако только 4,4 млн тонн из них поступили от российских поставщиков.

В конце апреля снижение объёма закупок российской нефти объяснялось с белорусской стороны ремонтными работами на Мозырском НПЗ (а их, в свою очередь, затеяли из-за резкого падения спроса на нефтепродукты на традиционных экспортных рынках сбыта РБ). Однако, судя по интервью начальника главного управления внешнеэкономических связей концерна «Белнефтехим» Руслана Лабутя, речь идёт скорее о долгосрочной стратегии: «Сегодня есть чёткое понимание, что альтернативные поставки необходимы на постоянной основе. Более того, планируется поэтапное ежегодное увеличение их объёмов. Тем более что с каждым годом, по мере приближения к финишу российского "налогового манёвра", конкурентоспособность альтернативных поставок в сравнении с поставками из России будет возрастать».


Представитель «Белнефтехима» подчёркивает, что речь идёт о системной работе: «Сегодня есть чёткое понимание, что альтернативные поставки необходимы на постоянной основе. Более того, планируется поэтапное ежегодное увеличение их объёмов... У нас горизонт планирования — 2024 год. Возможные объёмы поставок просчитываем на пять лет… Партнёр на одну-две сделки стратегически не интересен». Любопытно, что при этом долгосрочные контракты с основным поставщиком (РФ) по-прежнему отсутствуют, а поставки согласовываются ежемесячно (на месяц вперёд). Иными словами, в системной работе по обеспечению белорусских НПЗ сырьём видна некоторая избирательность.

Впрочем, укорять в этой избирательности «Белнефтехим» было бы не совсем верно, поскольку в компании лишь придерживаются общего курса белорусской политики в отношении внешней торговли. «Проблему зависимости от рынка одной страны следует решить окончательно. Мы не можем даже от братской России зависеть на 50–55 %. Мы должны диверсифицировать рынки», — сформулировал задачу президент Беларуси Александр Лукашенко, очевидно, комментируя итоги белорусского экспорта в первом квартале (напомним, в январе — марте доля РФ в экспорте Беларуси достигла 48,8 %).

О союзной интеграции: давайте обсуждать, но после выборов

Однако то, что в Беларуси называют зависимостью, можно также назвать возможностью. Возможностью реализовать свою продукцию быстро, сейчас, получив ту самую экспортную выручку, в дефиците которой белорусский президент укоряет чиновников. Ведь не секрет, что нельзя просто механически переправить экспортные потоки с российского рынка на европейский К примеру, «Гомсельмаш» для облегчения работы на европейском рынке ставит на комбайны двигатели британской компании Perkins, соответствующие экологическому стандарту Stage V. Такие меры требуют времени, на изменение продукции под требования рынка может уйти 1–2 года.

«Белорусские товары низкотехнологичные, их экспорт падает, он всё менее эффективный. Модернизация, на которую были направлены миллиарды, не получилась. Подпитки бюджета в виде доходов от нефтепродуктов и калийных удобрений нет», — комментирует подобные планы экономист Леонид Злотников.

Оценка ситуации несколько утрированная (запланировать и учесть экономический кризис невозможно, потому и нет пока эффекта от модернизации; высокотехнологичный экспорт у Беларуси есть, но как раз его-то на европейском и прочих рынках ждут меньше всего), однако её направление верное.

Диверсификация рынков сбыта — призыв, безусловно, правильный. Однако в текущих условиях, посреди кризиса мировой экономики, он скорее навредит Беларуси.

Итоги внешней торговли за первый квартал говорят о том, что Беларуси необходимо не диверсифицировать рынки, а восстановить экспорт в ЕС и страны вне СНГ, поскольку доля РФ в белорусском экспорте выросла не столько из-за увеличения торговли с Россией, сколько из-за падения экспорта в другие страны. Если же Беларусь будет «снижать зависимость от одной страны», это приведёт лишь к снижению выручки, тем более что уже в апреле экспорт в Россию упал на 25,5 % (апрель к апрелю), причиной чего были карантинные мероприятия в РФ.

С другой стороны, тот факт, что белорусский экспорт в РФ в январе — марте вырос, подтверждает простую вещь: структура экспорта Беларуси в РФ более устойчива к колебаниям мировой экономики, чем её экспорт в Европу или страны «дальней дуги».

Между тем проблемы с экспортной выручкой толкают белорусские власти на не всегда взвешенные шаги. Белорусские СМИ сообщили о том, что госпредприятия получили распоряжения с требованием до 8 июня перевести свои счета в госбанки. «Внезапный директивный перевод счетов из банков как с российским, так и европейским частным капиталом может нанести удар по инвестиционному климату Республики Беларусь, скорректировать ожидания и действия инвесторов в среднесрочной перспективе и оказать влияние на стабильность национальной банковской системы», — комментирует такое решение управляющий партнёр EY по Беларуси Павел Лащенко.

Кроме того, руководство Беларуси может воспользоваться более  многообещающими возможностями вместо того, чтобы гонять счета госкомпаний из одних банков в другие. С 1 июля РФ начинает реализацию правительственного общенационального плана восстановления экономики. Анализ этого плана наверняка мог бы подсказать белорусским предприятиям, как можно принять в нём участие:

1. На реализацию плана отводится 2 года, то есть в ближайшее время это один из ключевых документов, формирующих пульс российской экономики.

2. Объём финансирования составляет 5 трлн рублей.


Пока же пример успешного и долгосрочного сотрудничества на российском направлении демонстрирует частный бизнес Беларуси. «Евроторг», крупнейший продуктовый ретейлер в Беларуси, в начале июня разместил в России облигации объёмом 5 млрд рублей. При этом спрос на облигации со стороны инвесторов значительно превысил предложение, что позитивно характеризует заёмщика (для «Евроторга» это уже третье размещение облигаций в России) и способствует удешевлению привлечения средств.

И это не единственный успешный пример низовой интеграции. В начале июня на Могилёвской ТЭЦ-2 начата реконструкция турбоагрегата. Поставщики нового оборудования — Калужский турбинный завод (турбина) и «Электрические машины» (новосибирский производитель генераторов). Напомним также, что реконструкция на этой и прочих белорусских ТЭЦ — часть мероприятий по повышению эффективности использования БелАЭС после её запуска (ТЭЦ не только реконструируют, но и переводят с газа на электроэнергию, что удешевит горячую воду и теплоноситель для конечных потребителей).

В нашем майском докладе «Пульс интеграции» мы уже акцентировали внимание на том, что текущие экономические проблемы Беларуси — влияние скорее не коронавируса, а не завершённого в прошлом году диалога по поводу союзного соглашения. Лучше всего подтверждает эту точку зрения позиция посла Беларуси в РФ Владимира Семашко. По его словам, в Минске готовы к продолжению этих переговоров. Впрочем, по его же словам, подходящий момент для этого наступит в сентябре-октябре, то есть после завершения очередного избирательного цикла в Беларуси. К тому же Беларуси сейчас предстоит процесс формирования нового правительства, что тоже отложит обсуждение.


При этом корректировать, по словам Семашко, придётся только сроки: «Мы должны вернуться к наработанным документам, в которые вложено много интеллекта, труда и времени. Естественно, надо несколько их подкорректировать. Предполагалось, что они начнут своё действие с 1 января 2021 года, однако в силу сложившихся причин эти графики переносятся. Но я считаю, что, вновь сев за стол переговоров, уже с 1 января 2022 года мы должны создать нормативную базу и решить проблемы по этим картам».

Отметим, что с декабря прошлого года это едва ли не впервые, когда представитель Беларуси такого уровня заявил о желании вернуться к обсуждению дорожных карт. 





Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.