» » Перемен требуют наши сердца
Опубликовано : 22-11-2019, 11:05 | Категория: Новости » Перемен требуют наши сердца



Перемен требуют наши сердца

Одной из важнейших сфер, которая способствует белорусско-российской интеграции в социально-гуманитарных направлениях, а также формированию новой союзной идентичности у молодёжи, является культура.

Данный институт передаёт человеческий опыт из поколения в поколение, выступая незаменимым фактором социализации человека, формирует его личность путём передачи знаний, ценностей, норм поведения, традиций и представлений о добре и зле. Именно от культуры, в которой социализируется индивид, зависят его идентичность, ментальность и способ мировосприятия. Поэтому любой международный союз с прозрачными либо полупрозрачными границами, в рамках которого происходят активная миграция и межэтническая коммуникация населения стран-членов, тем или иным образом проводит культурную политику. Во многом это способствует формированию в странах-членах широкой социальной базы поддержки участия в интеграционном объединении.

Что касается Союзного государства, особенностью белорусско-российского культурного взаимодействия выступает тот факт, что у населения обеих стран существует общий культурный базис — русско-советский. Он выражается как в общем языке коммуникации и в общей исторической памяти, так и в огромном влиянии отечественного искусства — литературы, музыки, кинофильмов — на формирование культурных кодов белорусов и россиян.

В то же время культура имеет свойство развиваться и меняться, что выражается в изменении принятых отношений между людьми и в трансформации отношения людей к определённым институтам и ценностям. Если рассматривать данные процессы в международной коммуникации, культура может двигаться либо в направлении интеграции культур, либо в направлении культурной дезинтеграции.

После развала СССР в 1991 году культурно-гуманитарная дезинтеграция бывших республик-сестёр происходит по сей день, причём в разных уголках бывшей большой страны это происходит с разной скоростью. Если страны Балтии и некоторые республики Средней Азии довольно быстро отдалились от русско-советской культуры, то с Беларусью данные процессы едва ли заметны невооружённым взглядом.

В республике сохраняется господство русского языка, практически не отошли в прошлое многие советские культурные коды и православные традиции. Во многом именно это и определяет приверженность белорусского народа и белорусского государства построению союза с братскими россиянами.

Данную позицию подтвердил, в частности, руководитель «Белорусской аналитической мастерской», проводящей социологические исследования симпатий белорусов к России и Европе, профессор Андрей Вардомацкий: «Ориентация на Россию носит более ценностный характер, ориентация на Европу — более материальный и прагматический характер. Мы спрашивали людей: если вы ориентируетесь на Россию, то почему? Типичное высказывание было: "Россияне — они свои, наши, а Европа — чужие нам, другая психология". Люди вспоминают общий язык. Это глубинная, психологическая близость, без объяснения конкретики и фактологии».

Однако с течением времени культурное пространство в Беларуси так или иначе подвергается определённым трансформациям, которые отражаются на исторической памяти и цивилизационной идентичности населения. Особенно данным трансформациям подвержена молодёжь как социальная группа, не заставшая советский период истории.

Так, исследования Института социологии НАН Беларуси относительно исторической памяти белорусского народа демонстрируют, что между молодым и старшим поколениями существует разница в восприятии тех или иных исторических событий. Например, лишь каждый десятый представитель старшего поколения (11,0 %) считает период Великого княжества Литовского значимым для белорусов, однако среди молодых респондентов такой точки зрения придерживается уже почти каждый пятый (19,0 %).

Разное восприятие у поколений было установлено даже касательно такой святой темы для белорусов, как Победа в Великой Отечественной войне. Среди молодёжи важность данного события для нашей истории обозначили всего 64,5 %, в то же время среди старшего поколения данный показатель был на 10 % выше — 74,5 %.

Различное отношение молодёжи к советскому периоду истории было выявлено и во время исследования «Sputnik Беларусь». Так, если среди тех, кто застал СССР (белорусы в возрасте от 34 до 64 лет), больше половины заявили, что до распада Советского Союза жилось лучше, чем после, то среди молодёжи (до 24 лет) данную позицию поддержали лишь 28 % опрошенных.

Перемен требуют наши сердца

Если говорить не об общем прошлом, а об общем настоящем Беларуси и России, здесь белорусская молодёжь тоже настроена более пессимистично, чем старшие поколения.

Так, согласно исследованиям того же Института социологии НАН Беларуси, за углубление интеграции со странами ЕАЭС высказались всего около 17 % молодых белорусов, в то время как в составе Евросоюза республику хотят видеть 25 %. Среди респондентов возрастной группы от 50 лет и старше в пользу евроинтеграции высказались всего 9,6 %.

Несмотря на это, лидирует среди геополитических предпочтений белорусской молодёжи всё же вариант «Развитие союзнических отношений с Россией» (в рамках не ЕАЭС, а именно Союзного государства) — 35,5 %. Однако отрыв данной позиции от выбора в сторону ЕС составил всего около 10 %.

Среди данной категории населения, в отличие от представителей старших поколений, нет господствующего мнения по поводу геополитического выбора для Беларуси в пользу союза с Россией. А учитывая, что именно общий с россиянами культурный базис выступает в качестве одного из важнейших факторов предпочтения восточного геополитического вектора, можно сказать, что причина снижения его популярности среди молодёжи находится в том числе и в культурной плоскости. Это выражается, во-первых, в трансформации исторической памяти в Беларуси — среди молодых людей наблюдается постепенный рост значения периода Великого княжества Литовского и снижение значения событий советских времён, в том числе Великой Победы, для отечественной истории. А во-вторых, в имеющем объективный характер снижении распространённости общей идентичности.

В связи с этим для сохранения в Беларуси и России широкой социальной базы поддержки курса на построение союза двух стран особое значение приобретает культурная политика.

Как она реализуется?

Договор о создании Союзного государства 1999 года в статье 18 предусматривает, что сфера культуры относится к совместному ведению государств-участников.

По факту культурное взаимодействие между странами никогда не прерывалось. Белорусские и российские артисты регулярно гастролируют по всему пространству союза, в силу языковой идентичности и культурной близости от Бреста до Владивостока существует почти общее медийно-информационное пространство. 

В то же время всё вышеуказанное было достигнуто естественным путём, вне сотрудничества в рамках Союзного государства. В свою очередь, задачей Постоянного комитета данного интеграционного проекта и выступают как раз систематизация, организация и оказание помощи в рамках культурного взаимодействия.

За прошедшие годы при содействии союзных органов было реализовано немало проектов. Например, реконструируется Брестская крепость-герой, изданы книги, посвящённые знаменитому просветителю Симеону Полоцкому, первопечатнику Франциску Скорине, создан мемориальный комплекс, посвящённый операции «Багратион» по освобождению Беларуси, комплекс в белорусской Сморгони — героям Первой мировой войны.

Механизм культурной политики заключается в утверждении перечня программ, проектов и мероприятий на год, на реализацию которых выделяется определённая сумма союзных средств. Как данные проекты, так и сумма на каждый из них закреплены в годовых бюджетах СГ, принимаемых Парламентским собранием объединения.

Перемен требуют наши сердца

Таблица 1. Культурные программы, проекты и мероприятия, спонсируемые из бюджета СГ в 2019 году

Данные проекты, получая союзные средства, реализуются профильными ведомствами, как правило министерствами культуры Беларуси и России.

Что не так с её реализацией?

То, что на данный момент союзная культурная политика не способна решить свою главную задачу — привлекать к своим проектам миллионы молодых белорусов и россиян, укрепляя общий культурный базис в условиях трансформации исторической памяти и снижения распространённости общей идентичности.

Просматривая вышеуказанные мероприятия (оставляя за скобками реставрацию Брестской крепости — это святое), невольно складывается ощущение, что лет 20–30 назад (а то и все 50) можно было бы прочесть точь-в-точь такой же список запланированных культурных проектов и мероприятий.

Перемен требуют наши сердца

Источник: gdkb.ru

Их форматы не несут в себе ничего нового по сути, а главное современного, хайпового, что способно было бы привлечь внимание миллионов белорусских и российских молодых людей. Даже если задумываются какие-то действительно благородные и полезные проекты — как, например, поиск талантов «Творчество юных», их всегда сопровождают довольно официозная и несовременная форма проведения, а также слабое освещение в медиа.

Из года в год проходит фестиваль «Молодёжь за Союзное государство», однако узнаваемость союза среди молодёжи по-прежнему оставляет желать лучшего: о нём знают только 49 % белорусов, при этом люди до 30 лет в целом менее информированы о Союзном государстве. Формат данного мероприятия опять же вполне заурядный, которым общество и так успело пресытиться, — конкурс эстрадных песен от молодых исполнителей.

Прекрасный фестиваль «Славянский базар в Витебске» является долгожданным в основном для представителей старших поколений, потому что это тоже эстрадная песня, а не модные ныне хип-хоп, рок-н-ролл или электронная музыка. К тому же даже среди заядлых любителей «Базара» вряд ли найдётся большой процент тех, кто осведомлён о том, что этот фестиваль спонсируется за счёт Союзного государства. Правда, этот вопрос лежит уже несколько в иной сфере союзной политики — информационной.

Ну и отдельного внимания заслуживает празднование по сути главного дня в истории СГ — Дня единения народов Беларуси и России. Как правило, это всё те же эстрадные концерты и театральные постановки. Любопытно, что как раз за неделю до праздника в Минске традиционно проходит День воли, сопровождающийся обычно уличными рок-концертами, танцами, фуд-кортами и прочими фестивальными фишками. Какой формат для молодёжи более привлекателен — вопрос, думаю, риторический.

Перемен требуют наши сердца

Источник: rg.ru

Какой она должна быть?

Продолжим сразу о праздниках. Почему бы не организовать 2 апреля какой-нибудь хороший уличный концерт или даже фестиваль с выступлениями популярных рэперов и рок-групп, предварительно распиарив его в соцсетях? С конкурсами хэштегов и видеороликов. А там праздничный салют, флаги, вкусное разливное пиво, совместное исполнение русских и белорусских народных песен голосами тысяч пришедших? Думаю, молодёжь пойдёт массово как в столицах, так и в областных городах. Как-никак это лучше, чем сидеть на эстрадном концерте и похлопывать-притопывать. А раз пойдут — будет дополнительный повод узнать о Союзном государстве.

«Важнейшим из искусств» по-прежнему остаётся кино. Хорошей союзной продукции, направленной на укрепление общей исторической памяти (тему Победы в Великой Отечественной войне не берём — с этим пока всё хорошо) белорусов и россиян, на формирование новой союзной идентичности, категорически не хватает. При этом существуют как ресурсы, так и отличная школа отечественной режиссуры.

Кинематограф. Сериалы — это тот продукт, который сегодня потребляют широкие массы молодёжи. Этому никак не мешает постепенное забвение телевидения — их смотрят в интернете с попкорном. Вариантов жанра уйма: молодёжная комедия о компании молодых белорусов и россиян, попадающих в весёлые передряги; славянское фэнтэзи; драмы; мелодрамы; экранизации книг. Главное условие — это должно быть современно и привлекательно для молодёжи.

Сегодня миллионам молодых людей на всём постсоветском пространстве отлично «заходят» сериалы в ТНТ-формате а-ля «Интерны» и «Универ». Лёгкие, ненавязчивые, полные смешных моментов, с героями, в которых юноши и девушки легко узнают себя или своих друзей. Что касается подобных белорусско-российских сериалов или ситкомов, здесь есть огромное непаханое поле для приключений и юмора: можно обыгрывать разницу в менталитетах, в акцентах русского языка, в работе государственных институтов.

Отдельное внимание можно уделить и мультипликации, которую сегодня смотрят далеко не только дети. Есть, например, множество новых мультфильмов о русских богатырях. Почему бы не сделать народно-былинный мультфильм о дружбе двух простых парней — белоруса Яськи и русского Вани, которые отправляются «за тридевять земель», вместе преодолевая на пути все невзгоды и препятствия?

Перемен требуют наши сердца

Источник: goodfon.ru

Важное значение в культурном пространстве продолжает играть музыка. И в данном направлении, как уже было сказано выше, господствует эстрадная песня. Но куда более привлекательными для молодёжи были бы союзные рок-фестивали, open air (дискотеки под открытым небом), конкурсы ди-джеев и т. п.

В области сохранения общей исторической памяти следовало бы усилить и снабдить новыми форматами научно-образовательные проекты Союзного государства. Музеи, научные журналы и конференции — это очень хорошо, но с учётом распространения клипового мышления у современной молодёжи стоит создавать более мультимедийные и интерактивные проекты, в том числе видеоблоги, союзные исторические реконструкции, исторические журналы в комикcах.

Что касается символического пространства, которое также является неотъемлемой частью культуры, здесь также есть определённая проблема: отсутствуют новые общие символы, например флаг Союзного государства, который присутствовал бы в некоторых общественных местах по обе стороны нашей прозрачной границы (хотя бы в День единения народов).

Флаг Европейского союза играет огромную консолидирующую роль среди европейцев — синее полотно с жёлтыми звездами, которое часто можно встретить в образовательных и иных учреждениях, а также на культурных и спортивных мероприятиях рядом с национальными флагами, во многом способствовало формированию у представителей совершенно разных народов общеевропейской идентичности.

Если бы отечественная молодёжь так же регулярно встречала общую символику в процессе образования и социализации, это не только серьезно повысило бы узнаваемость интеграционного проекта, но и способствовало формированию новой союзной идентичности в условиях ослабления советской.

В договоре о создании СГ предусмотрена общая символика, однако за 20 лет существования союза она так и не была принята.

Как этого достичь?

Чтобы вышеуказанное было воплощено в жизнь, необходимо в первую очередь совместное волевое решение союзных органов и ведомств культуры Беларуси и России по внедрению новых форматов. Затем могут быть выработаны механизмы их реализации, которые с нашей стороны могут выглядеть следующим образом:

1. Сохранить поддержку существующих форматов. Всё же за время существования у них сформировалась определённая аудитория, мероприятия стали традиционными, да и зачем уничтожать одно и создавать другое, если всё может прекрасно сосуществовать для разных целевых аудиторий?

2. Создать крупный союзный молодёжный фестиваль музыки а-ля «Нашествие», «Рок над Волгой» или «Кубана». Эдакий «Славянский базар» для молодёжи. Можно было бы проводить его в два тура — один в России, где выступают белорусские рок- и рэп-звёзды, второй в Беларуси с российскими рок- и рэп-звёздами. Либо как-то так. Придумать можно всё что угодно, главное, чтобы он проходил в духе «братания» белорусских и российских музыкантов и любителей музыки.

Перемен требуют наши сердца

Источник: worldpics.pro

Либо что-то наподобие восточнославянского «Евровидения», где будут выступать артисты от регионов и субъектов Беларуси и России. С голосованием.  

3. Поддержать популярных молодых исполнителей деньгами и организационным ресурсом для гастролей по Союзному государству. Например, белорусских артистов — по России, а российских — по Беларуси. Главное, чтобы это были не только эстрадные артисты, но и начинающие рэперы и рокеры из регионов. 

4. Взаимодействовать с популярными youtube-блогерами. Данный потенциал можно использовать для продвижения туристических брендов Беларуси и России через организацию туров блогерам-миллионникам в  города и туристические места Беларуси и России, чтобы они вели оттуда стримы и снимали интересные трэвел-ролики. Таким образом будет происходить пиар данных объектов среди молодёжной аудитории союза, а тем самым увеличится число желающих их посетить. Одновременно с путешествиями и записью роликов можно проводить концерты и встречаться с подписчиками.

5. Снимать союзные сериалы. Как уже было сказано выше, сегодня эпоха сериалов, к тому же у отечественных работников кино есть большой потенциал по созданию хорошей продукции.

На практике это может выглядеть следующим образом: объявляется конкурс на создание сценария для союзного сериала, создаётся рабочая группа из числа «киношников» РФ и РБ и представителей продакшена и киностудий (под кураторством представителей культурных ведомств в Минске и Москве), затем ставится задача снять сериал с актёрами из России и Беларуси. Далее — показывать по ТВ с одновременной премьерой в России и Беларуси, а после выложить на YouTube.  

6. Принять, наконец, символику Союзного государства. Опять же через конкурс на лучший вариант. И главное — использовать её потом на союзных мероприятиях, вывешивать на улицах белорусских и российских городов 2 апреля. Ах да, и 2 апреля должно стать выходным днём, чтобы к единению народов Беларуси и России было приковано внимание населения.

***

Любой успешный и долгосрочный международный союз строится на фундаменте широкой социологической базы поддержки курса на его построение. Так и Союзное государство — в первую очередь союз самых близких народов, которых объединил обширнейший культурно-лингвистический базис. И именно он, согласно мнению социологов, и выступает в качестве основы приверженности наших народов взаимному союзничеству.

Если бы мы не были столь близкими народами, не было бы Союзного государства.

Однако с течением времени культура склонна меняться. И уже сегодня социологи отмечают процессы изменения исторической памяти, а также снижения распространённости общей советской идентичности белорусов и россиян.

Поэтому для сохранения союза завтра и послезавтра культурно-гуманитарное взаимодействие уже сегодня начинает играть важнейшую роль, особенно в молодёжной сфере. Но существующая культурная политика вряд ли способна решить данную задачу, а потому требует модернизации и актуализации форматов.





Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.