» » Сословия и национальности в Речи Посполитой
Опубликовано : 26-12-2020, 16:11 | Категория: Новости » Сословия и национальности в Речи Посполитой



Сословия и национальности в Речи Посполитой

Польский публицист начала XVII века назвал Речь Посполитую «небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев» (польск. Polska była niebem dla szlachty, czyśćcem dla mieszczan, piekłem dla chłopów, a rajem dla Żydów).

Для подобной характеристики были все основания, поскольку разные сословия и национальности в польском государстве имели совершенно разный социальный и правовой статус.

Наилучшим было положение шляхты. Она имела многочисленные привилегии, полученные за годы борьбы с королевской властью. К середине XVII века правитель Речи Посполитой был вынужден практически по любому вопросу советоваться с магнатским окружением, имевшим огромное влияние благодаря своим богатству и связям. Что касается мелкой шляхты, то она охотно поступала на службу к крупным феодалам или королю.

Белорусские и малороссийские шляхтичи уже в XVI веке изрядно полонизировались, поэтому их отличие от шляхты Короны Польской носило чисто номинальный характер. Впрочем, незначительная часть продолжала сохранять приверженность православию, что сближало её с простым населением бывшего Великого княжества Литовского.

Городская жизнь в Речи Посполитой во многом напоминала Западную Европу. С помощью магдебургского права мещане получили определённую независимость от произвола шляхты, хотя перманентная политическая анархия в стране мешала установлению твёрдых правил общежития. Самоуправлением пользовались прежде всего самые большие и богатые города, которые вели активную торговлю.

Самым бесправным сословием было крестьянство. К моменту начала восстания Богдана Хмельницкого оно было основательно закабалено шляхтой и находилось в полунищем состоянии. Ситуация усугублялась тем, что социальное угнетение часто сопровождалось национальным и религиозным, делавшим жизнь практически невыносимой. Часто единственным выходом для крестьянина было бегство на степные окраины государства или за его пределы, что привело к запустению многих имений шляхты в польских и западноукраинских землях.

Основным населением Речи Посполитой были поляки, малороссы, литовцы, белорусы и евреи. Поляки негласно считались «титульной нацией», власти страны стремились к тому, чтобы полонизировать остальное население. Особняком держались евреи, которые жили своими закрытыми группами и были вынуждены мириться с многочисленными ограничениями, связанными с их приверженностью иудаизму. Впрочем, их положение было лучше, чем в сопредельных странах, где не только имущество, но и жизнь еврея в любой момент подвергались опасности.

Выше я описал положение белорусской и малороссийской шляхты, осталось сказать несколько слов о простом народе. После Брестской унии 1596 года он массово был принуждён к принятию униатства. В отличие от шляхты, простых белорусов и малороссов не стремились ассимилировать, главной их обязанностью было исправно платить налоги и содержать высшее сословие.

Население Речи Посполитой было разделено по множеству признаков, главными из которых были религиозные, национальные и сословные. Это не могло не привести к социальному взрыву, который случился в середине XVII столетия.

Казаки — отдельное сословие

Перечисляя сословия Речи Посполитой, я намеренно не упомянул о казаках. Поскольку в данной статье будет описано прежде всего казачье восстание, то о них стоит рассказать отдельно.

Как известно, казаки присутствовали не только в Речи Посполитой, но и в Московском царстве. Их главной обязанностью была защита порубежных земель от набегов степных кочевников. Равным образом для властей обоих государств они представляли вечную проблему, поскольку принимали к себе беглых крестьян и стремились к определённой независимости.

В Речи Посполитой казаки делились на реестровых и сечевых. Первые находились на службе королю, получали жалованье и не могли выходить за пределы своих регламентированных обязанностей. Их численность строго регулировалась реестром.

Сословия и национальности в Речи Посполитой

Вторые, соответственно, никому не подчинялись, иногда вступали во временные союзы с польской администрацией и вели самостоятельную борьбу с внешним врагом. Нам они более известны как запорожские, хотя реестровые тоже официально носили такое имя.

Причина, по которой власти Речи Посполитой мирились с казаками, проста: им не хватало сил для обороны страны. Посполитое рушение (народное ополчение) собиралось с огромным трудом, многие стремились избежать в нём участия. Учитывая средства связи того времени, было достаточно сложно уличить человека в уклонении от обязанностей. Главным и наиболее надёжным войском были наёмники, но их содержание обходилось достаточно дорого. Кроме того, они не имели навыков борьбы с кочевниками. В этой ситуации казаки представлялись единственным средством противостояния Степи.

Особенная надобность в казаках наступала в момент колонизации новых степных пространств, отвоёванных у татар. Возникавшие городки и крепости подвергались постоянным нападениям, необходимо было приспособиться к тактике татар, чтобы наносить им поражения. Казаки знали все тонкости степной войны, они были почти идеальными воинами. Главная проблема состояла в коммуникации.

Дело в том, что в Речи Посполитой казаков только терпели. Их существование было вызовом для высшего сословия, которое считало войну своей привилегией. По своей сути казаки весьма напоминали безземельную шляхту, жившую за счёт службы магнатам. Подавляющее же большинство казаков было вчерашними крепостными, бежавшими от своих хозяев. Шляхта не желала признавать собратьями по оружию бывших рабов, ей претила сама мысль о признании нового сословия. По этой причине она рано или поздно должна была попытаться поставить казаков «на место».

Назревание противоречий и народный взрыв

Конфликт между казаками и Речью Посполитой назревал давно, но особенно острым он стал в середине XVII столетия.

Сословия и национальности в Речи Посполитой

Главные споры шли вокруг пресловутого реестра, который регулировал количество казаков и не позволял им расширяться за счёт беглых крепостных крестьян.

По официальным документам, численность реестровых казаков составляла 6000 человек. В период больших войн она увеличивалась сразу в несколько раз (например, во время Смоленской войны — 30 000 человек). При заключении мира дополнительные силы распускались и сразу возникал вопрос о социальном статусе бывших казаков. Разумеется, правительство стремилось записать их в крестьяне, а местные власти, опасаясь противостояния, тушили конфликт мнимыми компромиссами.

Эта ситуация продолжалась до 1638 года, когда казаки фактически лишились самоуправления. Король и магнаты решили, что наступило время полностью подчинить себе казачье сословие. Отныне верховный гетман назначался из Варшавы, а внутренняя жизнь казаков была ограничена целым сводом правил.

Сложно сказать, на что рассчитывали власти, принимая подобные правила. Казаки восставали и раньше, их мятежи тяжело отзывались не только на обороноспособности страны, но и на хозяйстве порубежных территорий, подвергавшихся разграблению. Так или иначе, но роковой шаг был сделан.

Начало восстания

Вся ранняя история восстания целиком и полностью связана с личностью Богдана Хмельницкого.

В прежней истории казачества были и иные предводители, но никто из них не обладал подобной харизмой.

Сословия и национальности в Речи Посполитой

Как это часто бывает, поводом для восстания стало личное оскорбление Хмельницкого со стороны местных властей. Предводитель казаков имел большие заслуги перед польской короной, однако в условиях феодальной анархии это не имело особого значения. Польский подстароста Чаплинский разорил его дом, увёз любимую женщину и до смерти избил младшего сына. Попытки Хмельницкого найти управу в польском суде успеха не имели.

Понятно, что личная драма Хмельницкого в иные времена осталась бы его личной драмой. В тот век наезды на соседей считались обычным делом у шляхты. Однако казаки, как мы помним, были лишены многих своих вольностей и терпели угнетение от представителей польской администрации. Поэтому они в любой момент были готовы к восстанию.

Хмельницкий появился с небольшим отрядом в Запорожской Сечи и уничтожил находящийся там польский отряд. Это стало началом полномасштабных боевых действий.

Любопытно, что казаки обратились за помощью к своим вековым врагам — татарам, которые прислали к ним большой отряд под руководством перекопского мурзы.

С этого момента начинается звёздный час Хмельницкого. Любое раннее поражение могло стоить ему жизни. Поляки очень жестоко давили казачьи восстания и сажали его участников на кол. Однако на этот раз они столкнулись с массовым сопротивлением и умелым руководством.

Последовали две крупные битвы под Желтыми Водами и Корсунью. Они закончились полным разгромом поляков. Тем не менее Хмельницкий всё ещё не решался полностью порвать с Речью Посполитой. По его словам, он боролся не с королём, а с его коварными подданными. В данном случае мы имеем классический вариант «плохих бояр».

Победы принесли Хмельницкому полное господство над Левобережной Украиной. Практически все реестровые и запорожские казаки перешли на его сторону. Восстание началось ранней весной 1648 года, а уже осенью казаки стояли под стенами Львова. Жители города откупились от восставших, так как почти все польские войска полегли в битве при Пилявцах. Оборонять Речь Посполитую было некому.

В наши задачи не входит описание всех боевых действий казаков и поляков с 1648 по 1655 г. Поэтому я отмечу, что они шли с переменным успехом и сопровождались переговорами. Население Украины страшно страдало от войны, вырезались целые поселения. Казаки прежде всего уничтожали польское и еврейское население, шляхта казнила восставших крестьян. Казалось, что не будет конца и края этому ужасу.

Переяславская Рада

Первоначально казаки не стремились к полному разрыву с Речью Посполитой. Их целью было закрепить прежние привилегии, которых они были лишены.

Тем не менее переговоры ни к чему не привели. Поляки внешне шли на уступки лишь для того, чтобы накопить силы. После этого боевые действия возобновлялись.

В этой ситуации Богдан Хмельницкий принял решение обратиться к Москве с просьбой о подданстве. Он полагал, что единоверная страна станет лучшим домом для украинцев. Любопытно, что его предложения достаточно долго обдумывали на земских соборах, оценивая все плюсы и минусы предстоящей борьбы с Речью Посполитой. Московские власти оказались правы: казаки показали себя достаточно взбалмошными союзниками.

11 октября 1653 года Земский собор окончательно утвердил вхождение Украины в состав Московского царства, а 8 января 1654 года в Переяславле воевода Бутурлин вручил Хмельницкому царский флаг, булаву и символическую одежду.

Переяславская Рада стала началом вхождения Украины в состав Русского государства. Тяжёлая московско-польская война 1654–67 гг. закончилась присоединением лишь части украинских земель, ещё одна часть вошла в состав России после разделов Речи Посполитой. Что касается основной части Западной Украины, то она была присоединена лишь в советское время.

Наиболее подробное исследование по истории украинского восстания оставил русский историк Николай Костомаров, осветивший ход боевых действий в обширных монографиях.

В современной Украине отношение к Хмельницкому и Переяславской Раде безусловно отрицательное. Связано это с идеологической позицией её нынешнего руководства. Тем не менее факт остаётся фактом — русские земли были воссоединены. В составе Речи Посполитой ещё на целое столетие оставались территории, на которых жили белорусы. Они тоже принимали участие в восстании Хмельницкого, но у них не было своего опытного в боевом деле казачества, что предопределило судьбу выступлений. Что интересно, выводов из случившихся событий шляхта так и не сделала — Речь Посполитая осталась небом для шляхты и адом для крестьян…





Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.